Поиск
  • Sergey Chebotov

Остров Пасхи, культ человека-птицы.

Пост обновлен день назад

Наверно, нет человека, который не слышал бы о каменных истуканах острова Пасхи - Моаи. Однако на этом острове существовал еще один чрезвычайно интересный обычай - культ "Человека - птицы".

20.03.2018г. День 3 на о. Пасха.


На третий день нашего пребывания на острове отправляемся на вулкан Рано Кау, расположенный в нескольких километрах от города Ханга Роа. На склонах этого вулкана в деревне Оронго проходила церемония "Человека - птицы".

Каждую весну на небольшой островок Моту Нуи, расположенный в километре от побережья о. Пасхи, прилетали морские птицы манутары (семейство крачек). Участникам соревнований нужно было доплыть до этого острова, найти там яйцо манутары и приплыть с ним обратно.

Участник, первым вернувшийся с яйцом, признавался победителем, его племя получало на год контроль над всеми ресурсами острова.

Вулкан Рано Кау - один из трех вулканов острова и самый большой из них. Его практически круглый кратер имеет максимальную высоту 324м.


В южном склоне вулкана виден огромный пролом, через который лава вытекала в океан.

Слово Рано на языке рапануи служит для обозначения вулканов, внутри которых находится вода. А Кау можно перевести как «изобилие воды» или «большой, широкий». Так что Рано Кау может означать «большой вулкан, в котором много воды». И это правильно, внутри кальдеры находится лагуна диаметром около полутора километров, образованная дождевыми водами. Глубина лагуны порядка 10 метров, поверхность воды покрыта островками из тростника.

Поверхность лагуны покрыта тростниковыми островами.

С вулканом Рано Кау связан существовавший на острове культ "человека птицы".


В эпоху создания Моаи на о. Пасха обитали два племени: «длинноухие» и «короткоухие». Племя «длинноухих» господствовало на острове, они заставляли «короткухих» помогать им изготавливать Моаи и устанавливать их на платформы. Однажды «длинноухие» решили очистить остров от камней, чтобы можно было возделывать землю. «Короткухие» должны были таскать камни и сбрасывать их в море. В конце – концов «короткухим» это надоело, они восстали и перебили всех «длинноухих», в живых оставив только одного.
Историю племен «длинноухих» и «короткоухих»Тур Хейердал описал в своей книге "Аку-аку. Тайна острова Пасхи".

После окончания эпохи правления «длинноухих», на острове установился культ «Человека – Птицы», когда правитель острова выбирался во время ежегодной церемонии.

Культ "Человека-птицы".


Как возник культ «Человека – Птицы» доподлинно неизвестно. Скорее всего после исчезновения существовавшей системы взаимоотношений между племенами, после слома предшествующих религиозных традиций, начались межплеменные войны. Противоборствующие племена пытались захватить власть на острове, и, чтобы это прекратить, было решено выбирать правящее племя в ходе честных ежегодных соревнований.

С наступлением весны самые влиятельные кланы собирались в деревне Матавери у подножия вулкана Рано-Кау. В течение нескольких месяцев они готовились к соревнованиям, устраивая пиршества с танцами, проводя обряды во время которых несколько членов из соперничающих кланов приносились в жертву и съедались.

Каждый клан выдвигал своего представителя - "Хопу ману" для участия в церемонии.

В начале июля мужчины поднимались в деревню Оронго, располагавшуюся на склоне вулкана Рано-Кау, по тропе, называвшейся Те Ара или Те Ао.


Тропа Те Ара или Те Ао. По ней участники соревнований (только мужчины) поднимались в Оронго.

Участники церемонии Хопу-ману вместе с королями кланов и помощниками ожидали прибытия верховного правителя Арики Хенуа, который давал сигнал к началу соревнований.

Хопу-хану должны были спуститься к океану по практически вертикальному 300 метровому обрыву.


Не всем удавалось спуститься на берег океана. Рисунок из информационного центра Оронго.

Спуститься к подножью утеса живыми и невредимыми удавалось не всем. Далее участники, используя поплавки "пора", изготовленные из волокон тростника - тотора, должны проплыть более километра до острова Моту Нуи.


Рисунок пловцов из информационного центра Оронго.

При этом им нужно было преодолеть сильные морские течения и постараться не попасть на закуску акулам.


Острова Моту Као Као (острый), Моту Ити (маленький остров), Моту Нуи (большой остров).

На острове они укрывались в пещерах, в которых проводили дни, а порой и недели в ожидании прилета птиц. Частенько между ними возникали стычки из-за еды.

Хопу-ману, которому посчастливилось найти яйцо манутара, направлялся на берег Моту-Нуи к скале Пуку Ранги Ману. Оттуда он, что есть мочи, кричал о найденном яйце, выкрикивал имя своего короля и возглас «Ka varu te puoko», что означает «брить голову». Его крик слышал сторож, который дежурил в пещере «Хака хонго ману» у подножия утеса. Название пещеры переводится как «прислушиваться к птицам». Привязав священное яйцо ко лбу, счастливчик отправлялся в обратный путь в Оронго. Ему нужно было сохранить яйцо в целости во время плавания, преодолеть волны прибоя и не сорваться при подъеме на скалу. Иногда практически все участники погибали во время соревнований.

В Оронго Хопу-ману вручал яйцо своему королю, который получал звание Тангата Ману - человек-птица до следующей весны.

Тангата Ману - человек-птица. Рисунок из информационного центра парка.
Об избрании Тангата Ману извещалось "Белым дымом" костра, зажженного на краю вулкана.

Новый Тангата Ману обривал голову, надевал парик из человеческих волос.

Его раскрашивали ритуальными цветами - белым и красным и вручали символ власти Ао (двух лопастное весло). После чего он отправлялся в ритуальное путешествие по острову.

Тангата Ману в течении года должен был жить в одиночестве в выделенном для него доме, где вывешивал пустое высушенное яйцо. Он считался священным человеком (тапу или табу), никто не мог приблизиться или прикоснуться к нему, даже его жена или дети. Он не покидал дома, и однообразное течение его жизни прерывалось лишь передаваемыми ему угощениями.

Хопу ману, принесший яйцо, также отстранялся от жизни племени, но мог жить у себя в доме. Ему запрещалось прикасаться к еде рукой, которой он брал священное яйцо.

Так что призы для победителей не выглядели очень привлекательными, зато их клан получал возможность в течении года контролировать распределение пищи на острове.

Через год Тангата-ману возвращался к своей обычной жизни, но сохранял почет и уважение островитян.

Во времена зарождения культа "Человека-птицы" победитель определялся в честном соревновании, однако со временем честный дух соревнования был утерян. Победившее племя не хотело терять привилегий и делало все возможное, чтобы не допустить к соревнованиям участников из других кланов, это приводило к межплеменным конфликтам. Устные легенды повествуют о жестоких войнах, сопровождавшихся каннибализмом.

Конец культу "Человека-птицы" положили миссионеры, посчитавшие его противоречащим христианской вере.

Последнее соревнование состоялось в 1866 или в 1867. Сохранилось имя последнего Тангата-ману - Рокунга.


В 1994 году Кевин Костнер снял фильм «Рапа Нуи». История острова, показанная в нем, далека от реальности. К моменту возникновения культа "Человека - птицы" племя длинноухих уже не существовало. Но само соревнование показано очень реалистично.

Церемониальная деревня Оронго.


Церемониальная деревня Оронго находится на юго-западном склоне вулкана Рано Кау между кратером и скалой, отвесно обрывающейся к морю.

Это место использовалось для проведения церемоний с древнейших времен, а после строительства деревни Оронго превратилось в важнейший ритуальный центр всего острова.

Первые дома в Оронго были построены в 15 веке, всего было построено 54 дома, образующих три независимых комплекса. Постоянно в деревне никто не жил, она использовалась для проживания только во время проведения церемоний.


Входом дома были обращены к океану.

По краям кратера находятся пластинчатые базальтовые плиты, называемые кехо. Они и использовались для строительства жилищ.


Строительство дома. Рисунок из информационного центра.

Толщина стен достигала 2 метров. Перекрытия делались из длинных плит, на которые сверху клались более короткие. Крыша покрывалась толстым слоем земли и камней, сверху росла трава, что давало защиту от непогоды.

Наполовину восстановленный дом. Видны перекрытия из длинных плит, на которые уложены короткие.

Внутренние помещения домов были длиной от 6 до 12 метров и максимальной шириной около 2 метров. Высота помещений была небольшая от 1 до 2 метров, так что в большинстве домов невозможно было выпрямиться в полный рост. Некоторые дома соединялись между собой узкими коридорами. Вход в дом имел форму квадрата и располагался со стороны моря. Небольшие размеры входа позволяли попасть внутрь лишь ползком. Свет внутрь проникал только через небольшое входное отверстие, так что помещения были темные, плохо вентилируемые и использовались исключительно для сна.


Небольшой входное отверстие позволяло попасть внутрь только ползком.

К сожалению, Оронго, как и множеству других подобных места на Земле, не удалось пережить встречу с "цивилизацией". Большинство домов было разграблено и разрушено разными европейскими экспедициями, побывавшими на острове.

Большинство домов были разграблены и разрушены посещавшими остров европейцами.

По описаниям первых европейцев, посетивших остров, внутри некоторых домов на стенах противоположных входу, так чтобы на них падал цвет, были нанесены картины, посвященные культу человека-птицы.

К сожалению, в последствии Оронго была разграблена этими же европейцами. Плиты с картинами были выломаны и вывезены с острова. Сейчас некоторые из них выставлены в различных музеях мира.

На территории Оронго обнаружено более 1700 петроглифов. Большинство из них изображало мифологическое существо - Тангата Ману или человека-птицу.

Изображался Тангата Ману в виде фигуры человека в позе эмбриона с головой птицы с длинным клювом. Таких петроглифов здесь 400, возможно, что некоторые из этих петроглифов изображали победителей соревнований.

Еще около 300 петроглифов изображают комари или женскую вульву. Этот петроглиф, наиболее распространенный в наскальном искусстве острова, олицетворял плодородие.

На многих петроглифах изображено лицо с большими глазами, похожее на маску, предполагается, что это изображение бога Make Make. На некоторых из этих лиц есть выступающий нос, напоминающий мужские гениталии.

Так же встречаются изображения морских птиц, рыб и черепах.


На территории Оронго найдено более 1700 петроглифов.

Не только наскальные картины были украдены европейцами в Оронго.

В 1868 году экипаж английского линкора Topaze обнаружил в одном из домов и вывез в Англию уникального Моаи по имени Хоа Хакананая, что означает «волнорез».

Эта скульптура высотой 2,5 метра и весом в 4 тонны была вырезана из твердого базальта, в отличии от других Моаи, вырезанных из более мягкого туфа. Она олицетворяла связь между древним культом Моаи и новым культом человека-птицы. Передняя часть статуи соответствует классической форме Моаи, а на спине изображены символы, относящиеся к культу "человека-птицы", такие как: тангата ману (человек-птица), ао (двух лопастное весло, символ власти) и комари (женская вульва, символ плодородия).

Этот Моаи выставлен в Британском музее в Лондоне, а островитянам остались только его фото и рисунки.


Второе имя этого Моаи - "украденный друг".

Аху Винапу (Vinapu).


Археологический комплекс Винапу расположен на южном побережье острова рядом с окончанием взлетно-посадочной полосы. Комплекс включает три платформы.

Одна из них - наиболее древняя и разрушенная, так называемая Винапу 3, была снесена, чтобы освободить место под топливные баки, в которых хранится запас бензина и керосина.

Основная платформа Винапу 1 или Тахира произвела на меня даже более сильное впечатление, чем Моаи. Она сложена из огромных, многотонных блоков, тщательно обработанных и подогнанных между собой без раствора.


Каменные зубила рапануи.

Невозможно представить, чтобы такая работа была проделана грубыми каменными инструментами, которые имелись у островитян.









В стене видна маленькая заплатка, которая вырезана и подогнана под отверстие в плитах с удивительной точностью. Эта платформа не похожа на другие платформы, которые сложены из отдельных обломков горных пород. Похоже здесь не обошлось без вмешательства какой-то высокоразвитой цивилизации.

многие исследователи отмечают сходство этой платформы с подобными сооружениями в Перу.


Многотонные блоки этой Аху подогнаны с удивительной точностью.

Рядом с платформой торчит голова, погребенного под землей Моаи. У него не сделаны глазницы. А поскольку считается, что глазницы вырезались только после установки Моаи на платформу, то, видимо, эту статую так и не успели водрузить на платформу.

Этот Моаи ушел в землю по самые плечи.

В другой стороны платформы лежат шесть поваленных Моаи и три шапки - Пукао.

считается, что они были повалены в 18-м - 19-м веках в ходе межплеменных войн.

Моаи, когда то стоявшие на Аху Винапу, сейчас повалены наземь.
У этого бедолаги на поверхности видно только лицо.

Вторая платформа - Винапу II более старая и разрушенная. Она похожа на другие платформы и выложена из необработанных плит. Можно поверить, что такую платформу могли сложить примитивные племена.

Аху Винапу II.

Около этой платформы лежит пять Моаи и несколько Пукао. В одном из Пукао вырезана тахета - впадина для сбора дождевой воды.

Моаи с Аху Винапу II.

Пукао - каменные шапки Моаи.

Перед Аху стоит красная колонна - это Моаи женщина. Когда-то у нее было две головы, по преданиям она являлась основой деревянного каркаса, на котором в древние времена сушили трупы перед захоронением.

Обычно Моаи вырубались из туфа в карьере на склонах вулкана Рано Рараку. А их шапки -Пукао изготавливались из красного шлака в карьере вулкана Пуна-Пау.
Когда-то этот обрубок Моаи имел две головы.
Фото Моаи - женщины с сайта музея.

Этот Моаи - женщина был вырублен из красного шлака вулкана Пуна-Пау, из которого изготавливались Пукао. Скульптура была найдена и установлена археологом Уильямом Маллоем во время экспедиции Тура Хейердала в 1956 году. .














Моаи, изображавшие женщин, встречаются очень редко. Самая известная Моаи - женщина была найдена экспедицией Хейердала на пляже Анакена. Сейчас ее можно увидеть в антропологическом музее Себастьяна Энглерта (Sebastián

Englert anthropological museum).













Платформа Аху Хури а Уренга (Ahu Huri a Urenga).


Аху Хури а Уренга - небольшая платформа длиной 13 метров и шириной 4 метра, это одна из 25-ти платформ, расположенных не на побережье, а внутри острова.


Аху Хури а Уренга

На поясе этого Моаи видны две пары рук.

Аху Хури а Уренга была восстановлена в 1976 году Уильямом Маллоем. На ней установлен единственный Моаи.

Этот Моаи отличается от других тем, что имеет две пары рук.

Точно неизвестно, почему так получилось, возможно какой-то дефект при изготовлении.













Позади платформы, так же как и на многих других Аху, находится выложенная из камней площадка для кремации. Считается, что подобные площадки использовались для проведения погребальных обрядов.


Место для кремации.

Сама платформа и стоящий на ней Моаи смотрят точно на восход солнце во время зимнего солнцестояния (21 июня). Рядом с платформой имеется колодец и несколько каменных чащ, которые использовались для сбора дождевой воды.

Но у них было и другое не менее важное значение. По отражению в них звезд древние рупануи прогнозировали смену сезонов, регулировали рыболовство, сельскохозяйственную и всякую другую деятельность островитян.

Считается, что это была солнечная обсерватория, игравшая важную роль календаре Рапануи.

21.03.2018г.

Вулкан Пуна Пау (Puna Pau) - место, где изготавливались Пукао.


Большинство Моаи было изготовлено в карьере на склонах вулкана Рано Рараку (смотри мой пост) , а их головные уборы Пукао изготавливались в карьере вулкана Пуна-Пау.

Этот небольшой потухший вулкан находится примерно в 7км к северо-востоку от Ханга-Роа. Отсюда Пукао, вес которых более 10 тонн, доставлялись к платформам установленным по всему острову, расстоянии до некоторых составляло более 10 км.

Головной убор Моаи - Пукао представлял собой волосы, связанные узлом на макушке. По древним поверьям островитян, мана (сверхъестественная сила) хранилась в волосах, поэтому вожди никогда не стриглись.

Вулкан Пуна-Пау, слева на склоне виден карьер, в котором изготавливались Пукао.

Предполагается, что Пукао делали цилиндрической формы, чтобы их было легче катить, хотя это точно не известно.


В настоящее время на склонах вулкана Пуна-Пау находится около 20 Пукао.

На информационном стенде в парке показаны два возможных варианта, как Пукао водружались на голову Моаи. Первый вариант: сначала устанавливался Моаи, потом делалась наклонная насыпь до макушки Моаи, по которой Пукао и закатывалась. Второй вариант: сначала Пукао крепилась на голову Моаи, а потом уже Моаи вместе с Пукао поднимался.

Из информации на стенде следует, что до сих пор не понятно, что Пукао означают, почему у них такая форма, и как их водружали на голову.

Возможно это отверстие использовалось для крепления Пукао на голове Моаи.

На нескольких Пукао нанесены петроглифы, изображающие каное и племенные знаки.


Петроглифы на Пукао.

Внутри кратера Пуна-Пау находится карьер, в котором в течении четырнадцатого - семнадцатого веков добывался красный шлак для изготовления Пукао.

Карьер на Пуна-Пау

Но не только Пукао изготавливались здесь. Из красного шлака Пуна-Пау было изготовлено около двадцати Моаи небольших размеров, так же этот шлак шел на изготовление глаз Моаи, сосудов для воды - тахета, блоки из красного шлака использовались для нанесения орнаментов.




Со смотровой площадки на склоне вулкана Пуна-Пау открывается панорама Ханга Роа (Hanga Roa) - столицы и единственного города на острове.

Ханга Роа - столица и единственный город на острове.

Аху Акиви - семь первооткрывателей.


Платформа Аху-Акиви, так же как и Аху Хури а Уренга, одна из внутренних платформ острова. Она расположена на юго-западном склоне вулкана Маунга Теревака - самого высокого вулкана острова, на территории могущественного клана - Миру.

Раскопки показывают, что эта Аху строилась в два этапа, сначала в конце 15 века построили прямоугольную платформу от которой 25-метровый пандус вел к центральной платформе. С тыльной стороны был оборудован крематорий. В конце 16 века платформы были улучшены, был построен второй крематорий и на центральной платформе установили семь Моаи. Размах строительства показывает, что еще за 150 лет до прибытия первых европейцев ситуация на острове была стабильной, не было проблем с пищей и Моаи продолжали изготавливаться и устанавливаться на платформах.

Аху Акиви

Все Моаи были каким-то образом доставлены из карьера вулкана Рано Рараку, расположенного в 15 км. Моаи, стоящие на этой Аху, похожи друг на друга и имеют примерно одинаковые размеры: средняя высота Моаи 4,5 метра, а средний вес около 5 тонн. Это отличает Аху Акиви от других платформ, где Моаи имеют большой разброс по размерам и формам.

По устным преданиям Хау Мака, жрец Хоту Матуа - первого короля о. Пасхи, видел сон, в котором его душа перелетела через океан и обнаружила прекрасный остров. После чего он отправил семь молодых мужчин на поиски этого острова. Считается, что семь Моаи, установленные на этой Аху, представляют семерых разведчиков из легенды.

Но скорее всего это только красивая легенда. Статуи Моаи были установлены после 1440 года, а первые поселенцы прибыли на остров в пятом веке, поэтому историки исключают возможную связь этих Моаи с первооткрывателями острова.

7 Моаи имеют примерно одинаковые размеры.

Аху Акиви единственная платформа на которой Моаи смотрят на море. На остальных платформам Моаи стоят спиной к океану, их лица обращены в сторону деревни, чтобы охранять и защищать ее жителей.

Раньше между платформой Аху Акиви и океаном находилась деревня, так что эти Моаи так же были обращены в сторону своей деревни и простирали над ней свою мистической силу - мана.
Моаи простирали свою магическую силу над деревней.

Древние островитяне обладали обширными познаниями в астрономии. Все их платформы имели астрономическую ориентацию. Так что они могли точно предсказывать смену сезонов и определять наиболее подходящее время для сельскохозяйственных работ.

Платформа Аху Акиви наряду с платформой Аху Хури а Уренга была одна из важнейших солнечных обсерваторий. Ее ось ориентирована с севера на юг, лица Моаи смотрят в точку, где солнце садится во время весеннего равноденствия (21 сентября), а спиной они обращены на восход солнца во время осеннего равноденствия (21 марта).

В экскурсии по острову я ездил в составе небольшой группы, в которой было несколько американок в возрасте 50 - 60 лет. Утром они взахлеб рассказывали о посещении шоу, во время которого исполнялись национальные танцы. Настоятельно рекомендовали его посмотреть. Так что вечером я решил последовать их совету, сходить посмотреть выступление заодно и поужинать.

Шоу Puku Rangi Tea Cultural Ballet проходит в ресторане Pea (Горох), расположенном на берегу океана.

Перед началом шоу с удовольствием выпил пива на веранде ресторана, с которой открывается чудесный вид на океан и набережную Hanga Roa.

В стоимость шоу был включен ужин, впрочем еда, как и во время всех подобных мероприятий, весьма средненькая. Но само выступление мне понравилось, участники ансамбля пели и отплясывали с большим азартом. Так что я не пожалел о потраченном времени, тем более, что особо по вечерам на острове заняться нечем.


Официанты здоровые полуголые мужики.

Девушки в ансамбле выглядели более одетыми и скромными, чем мужики, голые ляжки которых были едва прикрыты небольшими лоскутками. Лоскутки эти постоянно подлетали во время танцев, так что стало понятно, что же привело в такой восторг наших дам.

Наблюдать за зрительницами было не менее интересно, чем смотреть шоу.
Среди посетителей преобладали одинокие женщины, большинство в достаточно зрелом возрасте. Они с огромным внимание следили за танцорами, подбадривая их громкими выкриками и аплодисментами.
Женщины с восторгом следили за танцорами.

После выступления танцы продолжились, местные кавалеры приглашали на танцпол зрительниц, и те отплясывали с величайшим удовольствием и азартом.

Танцы с участниками ансамбля.

Вечер завершился фотосессиями.

Часть1. Моаи - каменные истуканы острова Пасхи.

Просмотров: 21Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Ninety Mile Beach.

Блог о путешествиях, когда тебе 60+

Личный блог Сергея Чеботова

о треккингах и путешествиях

А автор кто?

Альпинизмом я увлекся на первом курсе университета в 1970 г., там же я познакомился и с лыжным туризмом. 

 

© 2020 Личный блог Сергея Чеботова о восхождениях и треккинге. Доработка и поддержка сайта — wix2b.ru