Часть 1. Моаи о. Пасхи.
Остров Пасхи самый удаленный населенный остров в мире. Учитывая его размеры: площадь - 163 км² и максимальную протяженность около 20 км - это реально малюсенький клочок суши, затерянный в безбрежном океане.
От побережья Чили до него 3514 км и 5 часов полета. Не так уж и далеко по сравнению с расстоянием до Хабаровска (добираясь до Сантьяго я провел в воздухе более суток). Так что после своего тура к Охос-дель-Саладо решаю осуществить свою детскую мечту и увидеть каменных истуканов острова Пасхи.
Самому купить билеты по адекватной цене у меня не получилось, и я заказал пятидневный тур, включающий авиабилеты через компанию adventure life.
Некоторые факты об острове Пасха.
Первооткрывателем острова считается голландский мореплаватель Якоб Роггевеном, флотилия которого прибыла на остров 5 апреля 1722 года в Пасхальное воскресенье, отсюда и название острова - Пасха.
Однако существует теория, что еще в 1536г. на острове побывали испанские моряки на каравелле "Сан-Лесмес". В пользу этой теории говорит тот факт, что в крови островитян присутствует «баскский» геном.
Полинезийское название острова - Рапа-Нуи переводится как Большой Рапа, считается, что полинезийцы называли его так, чтобы отличать от острова Рапа, которых находится в 650 км.
Согласно преданиям, о-в Пасхи был открыт и заселен переселенцами, прибывшими с далеких островов во главе с вождем Хоту Матуа, который вынужден был бежать со своей родины после смерти отца Рири ка Атеа, потерпев поражение в борьбе то ли со своим братом, то ли могущественным вождем соседнего племени - Орои. Жрец Хау Мака увидел во сне прекрасный остров, на поиски этого острова Хоту Матуа сначала посылает семь разведчиков, а через два месяца и сам отплывает на двух ладьях, так как оскорбленный Орои поклялся мстить всему его роду.
Остров знаменит своими гигантскими каменными статуями - Моаи. Коих здесь насчитывается около 900 штук. Считается, что Моаи создавались примерно в 10 - 16 веках нашей эры. Однако до сих пор точно не известно кто и с какой целью уставил весь остров этими истуканами, и почему позже они оказались поверженными. Голландцы, прибывшие на остров в 1722 году застали еще всех Моаи, стоящими на церемониальных платформах Аху, но к середине 19 века все они оказались сброшенными с платформ. Цунами, прошедшееся по острову в 1960г, разбило и отбросило многие статуи в глубь острова.
Наиболее распространенная теория, что Моаи изготавливались в честь умерших вождей и других важных персон. Их устанавливали на прямоугольные платформы Аху, которые являлись гробницами. Моаи ставились спиной к океану, так чтобы они смотрели в сторону своего племени, охраняли его и приносили удачу.
Значение слова Mōai можно перевести - «чтобы он мог существовать».
На головах некоторых Моаи водружены каменные шапки - Пукао, изготовленные из красного камня. Они представляли собой волосы, связанные узлом на макушке. По древним поверьям островитян, мана (сверхъестественные силы) хранилась в волосах, поэтому вожди никогда не стриглись.
Считается, что Моаи были свергнуты с платформ в результате межплеменных войн. Воюющие таким образом старались унизить врагов.
Местная же легенда рассказывает о женщине по имени Нуахине Пикеа 'Ури, которая обладала необычайно сильной мана. Когда ее четверо детей однажды оставили ее без еды, она в гневе повалила статуи. Поскольку статуи были повалены не одновременно, видимо детишки частенько оставляли мать голодной. Многие местные продолжают в эту легенду верить.
У жителей Пасхи была своя письменность - ронго-ронго. Это пиктограммы, нанесенные на дощечки, изготовленные из дерева торомиро. Они представлены различными графическими символами, изображениями людей, животных, частей тела, домов, лодок и тому подобное. Расшифровать их не удается до сих пор. Наш экскурсовод рассказывал, что письменностью владели только короли. Последний король никому не передал тайну письма, унес ее с собой в могилу.
Ханга Роа (HangaRoa) - столица и единственный город на острове. Название города на языке рапануи означает «широкий залив или длинный залив». Здесь проживает до 90% жителей острова, основным источником дохода для которых является туризм.
Одним из первых исследователей острова Пасхи был знаменитый ученый и путешественник - Тур Хейердал. О своей первой экспедиции он написал замечательную книгу "Аку-аку. Тайна острова Пасхи".
От Сантьяго на остров летает чилийская авиакомпания LAN. В зимнее время (декабрь - март) рейсы выполняются каждый день, в остальное время два раза в неделю. Эта компания так же летает на о. Пасхи из столицы Перу - Лима трижды в неделю, и один раз в неделю есть рейс с Таити.
Вылетаю из Сантьяго в 9 -30 и в 12-55 по местному времени (2 часа разница во времени с материковым Чили) приземляюсь в аэропорту Матавери на окраине единственного на острове городка Ханга-Роа.
Взлетно - посадочная полоса для небольшого островка оказалась неожиданно огромных размеров, она протягивается от одного берега острова до другого. Аэропорт построили специалисты NASA, как базу слежения за космическими запусками, полоса может быть использована на случай аварийной посадки Шатлов.
Островитяне встречают нас приветствием "Иорана" и цветочными гирляндами.
Аэропорт находится на окраине города. Городок совсем небольшой, так что от аэропорта до центра можно прогуляться пешком.
Hanga Roa.
Город Ханга Роа единственный населенный пункт на острове Пасхи, где проживает более 90% из пяти тысяч жителей острова (2018г). Меньше половины островитян коренные жители - рапануи, большая часть - континентальные чилийцы с небольшой примесью представителей других национальностей. Живут островитяне в основном за счет туризма, лишь малая часть продолжает заниматься традиционным рыболовством и фермерством. Несмотря на то, что туризм - основной источник доходов, местные жители не жалуют туристов, самостоятельно путешествующих по острову. И, если вы случайно заедите в места закрытые для туристов, то можете столкнуться с враждебным и даже агрессивным поведением.
В городе две основные улицы: главная - Атама Текета (Atamu Tekena Street) названная так в честь последнего короля о. Пасхи. На этой улице находится местный парламент, офис авиакомпании LAN, разнообразные магазинчики, рестораны, гостиницы, турагенства, есть супермаркеты, аптека.
Другая более - менее большая улица - Те Пито или Те Хенуа (Te Pito or Te Henua street), что переводится с языка рапануи, как "пуп мира". Эта улица поднимается от берега океана к церкви "Воздвижения Святого Креста", на ней так же расположены магазины, ресторанчики, отели, почта и пожарная часть.
На почте можно поставить в паспорт печать острова Пасхи с изображением Маои.
Многие туристы не упускают такую возможность. Но любая посторонняя пометка в паспорте делает его недействительным, так что я не стал рисковать и обошелся без печати.
Недалеко от церкви находится ремесленный рынок (Craft Market), на котором можно приобрести разнообразные сувениры острова Пасхи.
На пересечении улиц Атама Текета и Те Пито находится площадь Поликарпо Торо-Атаму Текена (Policarpo Toro-Atamu Tekena Square) - небольшой уютный сквер, здесь имеется общественный туалет и работает Вайфай.
На небольших городских улочках в основном расположены жилые дома, хотя так же встречаются магазины и гостиницы.
Еще одна симпатичная оживленная улица идет вдоль берега океана. Здесь в небольшой бухте находится городской пляж, вдоль берега расположено несколько Аху с установленными на них Моаи.
По дороге останавливаемся на АЗС, здесь небольшой магазин и пункт обмена валюты. Автобус, покружив по городку высаживая других туристов, прилетевших этим же рейсом, минут через 20 подвозит меня к гостинице Гомеро.
На входе в гостиницу встречают деревянные фигуры и, конечно же, Моаи.
Гостиница довольно уютная, вполне соответствует своим трем звездам. Чистый номер из которого большая стеклянная дверь ведет во внутренний дворик к бассейну. Вайфай работает вблизи рецепшен и в, расположенной поблизости, большой гостиной. До номера вайфай добивает, но сигнал там очень слабенький.
Сегодня свободный день, так что отправляюсь знакомиться с городом. Выйдя из гостиницы, слышу колокольный звон, повернув направо на улочку TU'U KOIHU, иду на звук колоколов. Минут через 5 колокольный звон привел меня к церкви на перекрестке улочек.
То что это церковь можно угадать лишь по кресту на крыше. Звонницы никакой нет, так что колокольный звон это лишь магнитофонная запись.
Фасад церкви украшен резными деревянными фигурами, представляющими смесь христианских и местных образов. Здесь можно видеть ключи от рая, стилизованные деревянные фигурки ангелов, а так же изображения Тангаты Ману ( человека - птицы) и табличек Ронго Ронго.
Внутри церковь так же украшена деревянными резными скульптурами.
Главный алтарь украшен скульптурой Христа с необычным головным убором, украшенным ракушками.
Лица, вырезанных из дерева святых, похожи на лица представителей местной расы.
В фигуре расположенной справа от алтаря сложно узнать Деву Марию, только сидящий на ее руке младенец позволяет это понять.
От церкви спускаюсь вниз по улице к океану. Вдоль улицы расположены магазинчики, в которых продается примерно одинаковый набор сувениров.
Так же встречается довольно много разнообразных кафешек.
Уличные псы очень дружелюбные, местные жители их подкармливают, так что у них хозяева вся улица, и они чувствуют себя привольно.
Улица заканчивается у живописной бухты. На берегу есть дайвинг центр, где можно заказать морские экскурсии, погружения или взять в аренду снаряжение.
На верандах местных кофе приятно посидеть, выпить пива и полюбоваться видами на океан.
Городской пляж мне не показался особо подходящим местом для купания. Это небольшая скалистая бухточка, отделенная от океана невысокой грядой камней, которые практически не защищают от волн.
День 2.
Утром за мной заезжает автобус. В нашей группе оказалось четверо американок и семейная пара из России. С нами гид, по его словам он коренной рапуниец - потомок богатой местной семьи.
Первое место куда мы приехали - Аху Акаханга (Ahu Akahanga).
Аху Акаханга (Ahu Akahanga).
Когда-то на этом месте располагалась деревушка, сейчас здесь можно увидеть каменные фундаменты эллиптической формы. Древние жители острова жили в так называемых домах-лодках - boat-houses, которые своей формой напоминали корабль. Наш гид рассказывает, что когда первые переселенцы под предводительством Хоту Матуа прибыли на остров, они вынесли свои ладьи на берег, перевернули их и устроили из них жилище. В дальнейшем свои дома они стали строить подобной формы. Перед входом в каждый дом была небольшая площадка, вымощенная круглыми морскими валунами (поро нуи)
Встречаются остатки земляных печей - уму паэ (Umu Pae). Устройство печи очень простое - земляная яма, обложенная камнями. Паэ на языке рапануи означает пять, столько камней обычно использовалось при изготовлении печи.
В подобных печах готовилось традиционное блюдо островитян - уму или куранта:
печь протапливалась, затем горячие камни укрывались пальмовыми листьями, на которые выкладывалось мясо, курица, рыба, их укрывали еще одним слоем пальмовых листьев и камней. Затем клался второй слой из клубней сладкого картофеля, таро и маниока. Все это снова покрывалось банановыми листьями и землей и оставлялось в печи на длительное время.
Жители Пасхи до сих пор готовят это блюдо по особым случаям.
Туристы могут попробовать уму в ресторане Te Ra’ai
В нескольких метрах от берега океана находится платформа Аху Акаханга, когда-то на этой Аху было установлено 13 моаи высотой от 5 до 7 метров. Сейчас все они лежат поблизости от платформы. Большинство моаи на острове были повалены лицом вниз, на этой платформе некоторые из них лежат на спине лицом вверх.
Согласно легенде на этом месте похоронен первый король острова Хоту Матуа.
Выбор места захоронения обусловлен тем, что Акаханга находится в центре южного побережья острова Пасхи. Так что энергия - мана, исходящая от короля, могла покрыть обе стороны острова, обеспечить хорошие урожаи и рыбную ловлю для всех островитян. Его сестра Ava Rei Pua была похоронена на противоположном конце острова в Аху Те Пеу. Современные исследования показывают, что оба захоронения находятся на концах оси между восходом солнца во время летнего солнцестояния и закатом во время зимнего солнцестояния.
Похоже эти древние ребята умели не только каменные статуи вытесывать и передвигать их на большие расстояния, но и знали толк в астрономии.
На берегу внутри выложенного из камней круга лежит небольшой моаи длинной около 2 метров. Он поврежден эрозией сильнее других статуй, поэтому считается, что это один из первых моаи, изготовленных в Рано Рараку.
Аху Тонгарики ("Tongariki").
Аху Тонгарики - самая крупная и самая узнаваемая платформа. На ней было установлено 15 Моаи, больше чем на других платформах. Изображения этих Моаи можно встретить практически во всех упоминаниях об острове Пасхи, эти изображения так же часто используются при изготовлении сувенирной продукции.
Длина платформы около 100м, а с учетом боковых крыльев ее размеры достигают 200м. Ось платформы ориентирована на восход солнца во время летнего солнцестояния. На Аху Тонгарики было установлено 15 Моаи, больше чем на любой другой платформе. Статуи стояли в ряд на платформе спиной к океану, чтобы они распространяли свою духовную силу - ману на существовавшую здесь в давние времена деревню.
Эта платформа, так же как и другие платформы острова, была разрушена, а Моаи повалены в результате войн между различными кланами в период упадка культуры рапануи. Считается, что это происходило в 15 - 17 веках.
До 1960 г Аху находилось в более-менее хорошем состоянии; хотя статуи лежали на земле лицом вниз, а камни с боковых крыльев растащили на строительство загонов для скота. В ночь с 22 на 23 мая 1960 года на остров обрушилось цунами, вызванное землетрясением, произошедшим у берегов Чили. Цунами пришло с восточной стороны острова, ударив как раз по Тонгарики.
Высота волны превышала 10 метров, и она прошла в глубь острова более чем на 500 метров до подножия вулкана Рано Рараку. Платформа оказалась полностью разрушенной, а некоторые статуи унесены более чем на 100 метров вглубь суши.
Платформа была восстановлена в 1994 - 1995 годах. С помощью предоставленного японцами крана Tadano все Моаи были вновь установлены на платформу, а в 1996 году были восстановлены боковые крылья аху.
Во время реставрации были найдены обломки по крайней мере 30 моаи, которые были установлены на Тонгарики в течении более 700 лет. Обломки старых платформ использовались для построения новых.
В отличии от статуй, установленных на других платформах, здесь Моаи имеют разнообразные формы и размеры, у них даже выражение лиц разные.
Размеры установленных на этой платформе от 5,6 до 8,7 метра, самый высокий из них - пятый справа. Его вес порядка 86 тонн. Если ему добавить пукао, размеры которой около 2 метров + 4 метра высота платформы, то высота статуи над уровнем земли достигнет 14 метров.
По поводу реального веса статуй есть некоторые сомнения. Они были установлены на платформу с помощью 15-ти тонного крана.
Первоначально у всех Моаи на голове были водружены пукао. При реставрации смогли установить пукао только на одну скульптуру. Остальные пукао оказались слишком разрушены.
Справа от платформы выставлены сохранившиеся пукао, вырезанные из красного шлака вулкана Пуна-Пау.
Рядом с Аху лежит разломанный на две части моаи, у которого не вырезаны глазницы. Считается, что глазницы вырезали после установки на платформе. Предполагается, что этого моаи никогда не устанавливали на платформу, возможно его сломали раньше, чем успели установить.
Все статуи моаи были вырезаны из вулканического туфа из карьеров вулкана Рано Рараку, расположенного в одном километре к северо-западу. Несмотря на их относительную близость, до сих пор не ясно, как им удалось перевезти в Тонгарики этих огромных гигантов, средний вес которых составляет 40 тонн.
Недалеко от входа в парк Тонгарики установлен Моаи, не имеющий отношения к скульптурам, установленным на этой платформе.
Этот Моаи известен как "странствующий Моаи".
В 1982 году эта статуя была отправлена в Японию для участия в выставке в городе Осака. После возвращения на родину Моаи и получил свое прозвище.
В 1986 году чешский инженер Павел Павел, участник второй экспедиции Тура Хейердала, использовал этого Моаи для эксперимента по передвижению статуй.
5 февраля 1986 года небольшой группе (около двадцати человек) под руководством Павла с помощью веревок удалось передвинуть моаи на несколько метров в вертикальном положении.
Вулкан Рано Рараку (Rano Raraku).
В километре от Аху виден юго-восточный склон вулкана Рано Рараку. Этот вулкан огромная природная мастерская, где и были изготовлены большинство Моаи.
Прежнее наименование этого вулкана Маунга Эо - «душистый холм», так как раньше склоны его были покрыты растениями, распространявшими сильный аромат.
Современное название Рано на языке рапануи означает вулкан, имеющий внутреннюю лагуну. А Рараку означает полосатый или желобчатый, видимо из-за больших борозд, покрывающих южную сторону горы.
Максимальная высота Рано Рараку - 160 метров, его кратер имеет форму эллипса, наибольший диаметр которого составляет около 700 метров. В кратере находится пресноводная лагуна глубиной от 3 до 4 метров.
Юго-восточная часть вулкана состоит из туфа, относительно мягкой горной породы, поэтому древние ваятели и выбрали это место для изготовления Моаи.
Из 887 известных на сегодняшний день статуй 834 были вырублены именно здесь.
И уже отсюда их каким-то образом доставляли во все концы острова и устанавливали на церемониальные платформы - Аху. Как они это делали, до сих пор не понятно, хотя и предложено множество гипотез.
Мне больше нравятся объяснения островитян: "Моаи сами шли к своим Аху".
Хотя возможно это выглядело так, как на этом видео.
У входа в парк есть несколько сувенирных магазинов, кафе, установлены стенды с описанием парка, схемами маршрутов. В стеклянных витринах можно увидеть каменные инструменты, которыми вырубались статуи.
Рядом со входом на территорию парка находятся какие-то странные сооружения из камней, которые местные называют курятниками. Говорят, что на ночь кур загоняют внутрь через отверстия в стене, затем эти отверстия закрываются камнями. Как-то не очень понятно, как они оттуда добывают яйца, да и кур поблизости не было видно.
Тропа ведет к карьеру на склоне вулкана, где вырубались Моаи.
Самые сильные впечатления от острова у меня остались именно после посещения этого места. Каменные головы Моаи, торчащие на зеленых склонах вулкана, голубое небо и изумрудный океан реально завораживающее зрелище.
На склоне видны около 70 каменных голов, но это не бюсты Моаи, а практически полностью готовые статуи, вырубленные в полный рост и со временем погребенные под отложениями. Раскопки показали, что подземная часть статуй сохранилась гораздо лучше, торчавшей над поверхностью головы.
Верхняя части склона представляет из себя крутую скальную стену, которая и являлась карьером, где вырубались Моаи.
В карьере осталось большое количество скульптур разной степени готовности. Какие-то только намечены выбитыми в скале линиями, а какие-то практически закончены. Они ориентированы в самых разных направлениях по отношению к склону. Видимо в зависимости от того, как был расположен подходящий для вырубания Моаи скальный блок. Некоторые из скульптур были брошены из-за обнаружившихся в ходе работы дефектов скальной породы. Возможно какие-то вырубались вообще без намерения куда-то их перемещать с этого места. Были обнаружены скульптуры с заостренным в виде кола основанием. Они явно предназначались для установки здесь же на склоне вулкана.
Считается, что эта природная мастерская по производству Моаи существовала более 500 лет, начиная с десятого века нашей эры. Точно неизвестно по какой причине работы прекратились, десятки скульптур остались незаконченными, так же на склоне остались тысячи каменных инструментов.
В начале карьера у подножья скалы лежит гигантская статуя. Это Моаи Те Токанга (Te Tokanga), что означает «великан», он так и остался незаконченным. Его длина почти 22 метра, а вес приблизительно 200 тонн. Те Токанга мог бы быть самым большим Моаи, изготовленным на острове. Предполагают, что его планировали установить на платформе к Аху Тахира в Випану. Но, возможно, скульпторы поняли, что вряд ли смогут даже сдвинуть эту махину с места и прекратили работу.
Процесс изготовления статуй подробно описал Тур Хейердал.
Ваятели наносили на камень контур будущей скульптуры, после чего начинали работу по ее вытесыванию. Сначала вырубалась передняя часть фигуры и лицо без глазниц. Глазницы вырубались уже после установки фигуры на платформе.
Может быть, чтобы Моаи было не так страшно катиться вниз с горы.
Закончив с фасадом принимались за обработку боков, вытесывали уши, руки, обязательно сложенные под животом. Ног эти изваяния не имели, фигура снизу была плоская, что-то типа вытянутого бюста. Затем начинали подрубать с обоих сторон спину, пока не оставалась узкая полоска, соединяющая фигуру со скалой. Скульптура тщательно полировалась.
После полной готовности перерубалась соединительная полоска и фигура транспортировалась к подножью вулкана. Там она устанавливалась в глубокую яму, чтобы скульпторы могли закончить обработку спины и затылка.
А затем готовый Моаи отправлялся в путешествие по острову к своей Аху.
В начале тропы, идущей вокруг вулкана, возвышается Моаи Пиро Пиро (Piro Piro Moai) - его имя означает "неприятный запах", поскольку его огромный нос как бы выражает отвращение перед сильным запахом. Эта статуя выделяется еще и своей "плохой осанкой", так как ее огромная голова в 4 метра выдается вперед. Справа на шеи можно разглядеть некоторые буквы слова «Baquedano». Эту надпись нацарапали моряки учебного парусника «Генерал Бакедано» в начале ХХ века. Из-за этой надписи Моаи Пиро Пиро также называют "Моаи Бакедано". Этот Моаи наиболее часто встречается на изображениях острова.
Тур Хейердал откопал Пиро Пиро Моаи, оказалось, что его подземная часть почти в два раза больше торчащей над поверхностью. Общая высота скульптуры составляет 11 метров, что делает его самым высоким установленным Моаи.
Метрах в 70 далее по тропе еще один часто тиражируемый в рекламных изданиях и книгах Хина Риру Моаи (Hina Riru moai).
Голова Хина Риру возвышается над поверхностью на 4 метра и наклонена влево. Это отличает его от других Моаи, обычно голова выравнивалась по центральной оси скульптуры.
На снимке вверху склона выше других голов виден Моаи с пузиком. Эта маленький пузан вырезан из головы другого более старого Моаи. Его тело заканчивается шеей, уходящего под землю туловища. Возможно предыдущая скульптура была повреждена, и, чтобы материал не пропадал, из нее был изготовлен Моаи поменьше.
В южной части склона находится Моаи Тукутури (Tukuturi moai) - "сидящий на корточках моаи". Этот Моаи был обнаружен экспедицией Тура Хейердала в 1956 году. Он выглядит гораздо более реалистичнее, чем все другие Моаи. Голова не удлиненная, как у других, а круглая более похожая на человеческую, с вырезанными глазами, на подбородке видна борода. Моаи обычно вырубались до пояса, у Тукутури же тело изготовлено полностью. Он сидит на коленях, со сложенными на бедрах руками, тогда как у других Моаи руки изображались сложенными на животе.
Высота Тукутури - 3,70 метра, а вес около 10 тонн.
Общее число Моаи, стоящих и поваленных на склонах вулкана Rano Raraku и в его лагуне, а так же оставшихся в карьере, составляет 397. Это порядка 40% всех Моаи, найденных на острове.
Благодаря тому, что многие Моаи со временем вросли в землю, они устояли в смутные времена, когда Моаи, стоящие на платформах, были повалены.
Некоторые Моаи лежат на склонах.
Один из Моаи выделяется примитивным дизайном, у него нет шеи, нет ушей и рук, а голова кажется сросшейся с туловищем. Его имя Тай Харе Атуа (Tai Hare Atua). По легенде Моаи Тай Харе Атуа был изготовлен мастерами Миру А’Хоту (Miru A’Hotu) и Танги Тико А’Хоту (Tangi Teako A’Hotu). Это была их первая попытка создания Моаи, первый блин оказался комом и скульптура так и осталась незаконченной.
Этот Моаи все-таки спустился к подножью вулкана, но далеко так и не ушел.
Внутри кратера вулкана находится пресноводная лагуна.
На склонах кратера так же видны торчащие из земли фигуры Моаи, их здесь насчитывается около 90. Моаи стоят спинами к склону, смотря вглубь кратера. Еще несколько лет назад по тропе можно было подняться на вершину вулкана и посмотреть на скульптуры поближе. Сейчас проход запрещен.
Te Pito Kura.
После осмотра мастерской по производству Моаи едем на другое побережье острова к заливу Лаперуза, где находится археологический комплекс Те Пито Кура (Te Pito Kura). Рядом с находящейся здесь Аху лежит Моаи Паро (Paro). Это самый крупный Моаи, когда-либо установленный на платформу. Его высота 10 метров (только уши имеют длину 2 метра). Вес около 80 тонн. Рядом лежит его пукао тоже приличных размеров: высотой под 2 метра и весом порядка 12 тонн. Это пукао тоже рекордсмен, оно самое большое из пукао, успешно доставленных и водруженных на головы Моаи.
Согласно легенде Моаи Паро заказала вдова в память о своем покойном муже.
Хейердал в своей книге пишет, что эта статуя была опрокинута одной из последних, примерно в 1840 году. Племя каннибалов свалило Паро, забивая клинья между камнями платформы. А отметили они это событие праздничным обедом из трех десятков своих соседей.
Недалеко от Аху в каменной ограде находится круглый камень диаметром 80 сантиметров, по бокам от которого лежат 4 камня поменьше, ориентированные по сторонам света. Те Пито Кура переводится как "пуп света". Согласно легенде этот камень был привезен со своей родины Хоту Матуа. Как рассказал наш гид, от него островитяне подзаряжались сверхъестественной энергией - маной. Если сесть на маленький камень и положить руки на центральный, то можно было эту энергию почувствовать. Раньше любой желающий мог это сделать. Но несколько лет назад, какие-то вандалы выцарапали на камне граффити, после чего доступ к камню был перекрыт.
Anakena, a paradise beach.
После довольно насыщенного дня заезжаем на самый знаменитый пляж о. Пасхи - Анакена. В основном берега острова скалистые и не очень подходят для купания.
Только этот пляж с белым коралловым песочком в окружении пальм похож на пляж райского тропического острова. Кокосовые пальмы были специально завезены сюда с Таити несколько десятилетий назад.
На острове есть еще один песчаный пляж в бухте Овахэ, но он совсем крошечный, больше рекомендуется для дайвинга и для опытных пловцов. К тому же там нет вообще никакой инфраструктуры.
Здесь же рядом с пляжем есть общественный туалет (платный), площадки для пикников. Несколько небольших кафе, где можно перекусить, выпить пиво или коктейль, съесть мороженное. Так же есть торговые прилавки, где местные жители продают сувениры и домашнюю еду.
Эта бухта также носит название Ханга Рау Арики (Hanga Rau Ariki) или Королевская бухта. Прибывший на Пасху король Хоту Матуа, именно в этой бухте сошел на берег и основал здесь первое поселение. Пока ему строили хижину, он жил в пещере по соседству. Отсюда пошло и современное название бухты - Анакена, что может означать - пещера.
Раскопки показали, что люди жили в этих местах по крайней мере в 12 веке.
На правом берегу бухты у подножия горы Маунга-Хау-Эпа, находится платформа - Аху Атура-Хуки (Ature Huki). На которой возвышается один Моаи, известный как Моаи Хейердала.
Это первая статуя Моаи, которая была возвращена на свое место на платформе. Во время своей экспедиции 1956 года Тур Хейердал попросил островитян показать как их предки поднимали Моаи на платформы. И, к его удивлению, они это сделали приподнимая Моаи бревнами и подкладывая под него камни. Процесс подъема Моаи Хейердал описал в своей книге «Аку Аку».
В центре бухты рядом с пляжем находится Аху Нау Нау, на которой стоит семь Моаи. Если точнее, то пять и два обломка. Эти статуи были вновь установлены на платформу в 1978 году.
В 2008 году финский турист отбил одному из Моаи на этой платформе ухо. Его заметила местная жительница, он попытался бежать, но был пойман и оштрафован на 17000$.
Закончил этот день прогулкой по набережной и ужином в прибрежном ресторане.
На завтра запланировано знакомство с церемониальной деревней Оронго и культом «человека-птицы». Но об этом напишу во второй части моего поста.
Comentarios